Пятница, Марта 05, 2021

Новые формы работы

 ПРОГРАММА ЧЕЛНОЧНОЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ МЕЖДУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ И  ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ИХ ДЕЙСТВИЙ «ПИСЬМО ОБИДЧИКА ПОСТРАДАВШЕМУ О ЗАГЛАЖИВАНИИ ВРЕДА»  

И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В  ЗАКРЫТЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Маловичко И.С., Голустьянц О.А., Шефатова Л.П.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Основные этапы осуществления программы челночной восстановительной медиации
1.1. Подготовительный этап
1.2. Информационный этап  
1.3. Мотивационный этап  
1.4. Этапы работы по составлению письма  
1.5. Этапы обратной связи
1.6. Заключительный этап
1.7. Аналитический этап
Заключение
Приложение 1. Схема письма:  вопросы, ответы на которые желательно отразить в письме обидчика  потерпевшему о заглаживании вреда
Приложение 2. Анализ опыта проведения программ челночной восстановительной медиации в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей  ГУ МВД России по Волгоградской области за первое полугодие 2016 г.
Приложение 3.  Статья «Достучаться до души» Никифоровой О. М.: Журнал МВД РФ "Полиция России" №5,  2016 г.
Приложение 4. Список  методической  литературы
Приложение 5. Сведения об авторах

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая методика  описывает этапы проведения программы челночной восстановительной медиации между несовершеннолетними правонарушителями, находящимися в  закрытых учреждениях, и  пострадавшими от их действий. 
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор (посредник) создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора .  
Челночная медиация проводится в случаях, когда стороны не могут или не хотят встречаться лично. В ходе челночной медиации медиатор встречается со сторонами по отдельности и  передает  их  послания друг другу, организуя, так же, как и в прямой медиации,  процесс взаимопонимания и совместного поиска сторонами выхода из ситуации. 
Для подростка-правонарушителя возможность совершить действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением, особенно важна, так как это возвращает его в активную позицию по отношению к ситуации, когда он сам может что-то предпринять для ее исправления.  
Предлагаемая методика челночной восстановительной медиации направлена на достижение следующих целей: 
- создание условий, обеспечивающих раскаяние несовершеннолетнего правонарушителя за свое противоправное  деяние и активную ответственность за совершенное через  осознанное исправление собственными силами его негативных последствий;
- заглаживание вреда, нанесенного пострадавшим;  содействие исцелению пострадавших;
- ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, воспитание чувства ответственности;
- восстановление  разрушенных обидой отношений между пострадавшим, правонарушителем и  другими людьми  в местном сообществе;
- профилактика первичных и повторных правонарушений  несовершеннолетних. 
Методика отражает опыт проведения программ челночной восстановительной медиации в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Волгоградской области (см. анализ проведенных программ в Приложении 2). Таким образом, программа челночной восстановительной медиации, реализованная по предлагаемой методике, апробирована  в Волгоградской области и продемонстрировала свою высокую эффективность. 
Методика является инновационной для Волгоградской области и России в целом. В известной методической литературе изложен некоторый опыт работы в восстановительном подходе с несовершеннолетними правонарушителями в российских закрытых учреждениях, а именно в воспитательных колониях. Однако этот опыт показывает, что при наличии благоприятных поводов для проведения программ восстановительного правосудия в воспитательных колониях, эта возможность практически остается нереализованной. 
Новизной и оригинальной особенностью предлагаемой методики является дополнительное включение в челночную медиацию специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и школьных служб примирения на территории проживания  несовершеннолетнего правонарушителя и пострадавших, которые выступают ко-медиаторами. Это позволило существенно улучшить восстановительное воздействие, продлить процесс урегулирования отношений на период после освобождения правонарушителя из закрытого учреждения, возвращения его на территорию проживания и встречи с пострадавшими. 
Методика направлена на передачу опыта, поэтому она изложена как  практическое пособие в виде последовательности этапов, или шагов, которые необходимо выполнить специалистам при внедрении данной технологии в своем учреждении. Однако специалистам внедряющих организаций  следует учитывать то, что в практической работе содержание этапов обогащается и расширяется, при этом ряд этапов осуществляется не последовательно один за другим, а одновременно.  К методике прилагаются формы, пояснения и примеры, позволяющие осуществить описываемые действия на практике.    
Методика будет полезна сотрудникам воспитательных подразделений закрытых учреждений (центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, воспитательных колоний),  а также специалистам других организаций и учреждений, участвующих в воспитании детей и подростков и заинтересованных в развитии работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и оказанию  помощи пострадавшим.
Методика разработана Маловичко Ириной Сергеевной, президентом ВРБОО «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», председателем Волгоградского регионального отделения  Всероссийской ассоциации восстановительной медиации,  Голустьянц Ольгой Александровной, начальником  Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Волгоградской области и  Шефатовой Людмилой Петровной, психологом данного  Центра. (см. сведения об авторах в Приложении 5). В разработке также использованы методические материалы и описание практического опыта сотрудников  Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа»,  Московского Центра «Перекресток», Волгоградской общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», Всероссийской ассоциации восстановительной медиации и ее Волгоградского регионального отделения. При цитировании и другом использовании методики ссылки на авторов обязательны.

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 
ЧЕЛНОЧНОЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
1.1. Подготовительный этап: обучение персонала и подготовка организационных условий. Программа начинается с обучения и методической подготовки специалистов учреждения.  Администрация учреждения  определяет куратора восстановительных программ – медиатора  (с его согласия), который пройдет обучение,   аккумулирует  знания и будет вести основную работу с воспитанниками.  Также важно подготовить специалистов Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые будут задействованы в работе по челночной медиации в качестве ко-медиаторов.  
Программа подготовки специалистов включает  освоение  ценностей восстановительного правосудия и восстановительного подхода в реагировании на правонарушения, который предполагает  заглаживание вреда обидчиком, исцеление пострадавшего и примирение сторон;   особенностей восстановительной медиации и ее челночных технологий, методов и форм восстановительной профилактической работы (см. список методической  литературы в Приложении 4).
В ходе подготовительного этапа специалисты учреждения составляют  необходимые распоряжения по учреждению, а также формы информационных, презентационных, методических, рабочих  и отчетных документов для последующего использования в практической работе с воспитанниками, учета и анализа результатов восстановительных практик. 
1.2. Информационный этап: информирование воспитанников.  К информированию привлекают, в первую очередь,  тех воспитанников, которые будут находиться в учреждении не менее 30 дней.  Примерно через неделю после  помещения воспитанников в учреждение, когда пройдет первый самый острый период адаптации, специалист/куратор программы собирает их в группу и  подробно  информирует о возможности письменного обращения к  пострадавшему о заглаживании вреда и последствиях такого обращения.  При этом делается  акцент на добровольности  и самостоятельности воспитанника в принятии решения о таком  обращении. Специалист при помощи уточняющих вопросов проверяет, насколько воспитанники поняли новую   информацию,  отвечает на вопросы, разъясняет непонятные моменты.  
Специалист ожидает добровольного отклика  от воспитанников, при этом воспитанникам больше не напоминают  о возможности написания письма   пострадавшему. В случае положительного отклика специалист в индивидуальной беседе старается  убедиться, что желание ребенка было добровольным и  серьезным, старается выяснить, искренне ли ребенок  готов написать письмо и извиниться перед обиженным им человеком. Если кто-то из воспитанников сразу непосредственно после информационной встречи выражает  желание срочно  написать такое письмо под влиянием первых эмоций, специалист откладывает эту процедуру,  просит воспитанника  немного подождать и предлагает вновь обратиться к нему с этой просьбой  через  несколько дней. Если воспитанник  повторяет свою просьбу через несколько дней, то специалист, убедившись в  действительно искреннем желании подростка,  переходит к индивидуальной подготовительной работе.  
1.3.Мотивационный этап: мотивирование воспитанников. Специалист проводит индивидуальную  подготовку ребенка к написанию письма.  Он приглашает воспитанника  в отдельную комнату, где в спокойной обстановке, не торопясь,  обсуждает с ним основные моменты будущего письма, придерживаясь восстановительных вопросов, изложенных в схеме письма.  Ребенок вместе со специалистом вспоминает о самом событии, о причинах и последствиях  совершенного им проступка, о том, как он отбывает наказание,  какие теперь испытывает чувства и каким сейчас видит себя в глазах окружающих.  Также они обсуждают, каким образом обидчик может  принять ответственность за свои действия, принести извинения и высказать предложения по заглаживанию вреда, какими он видит возможные отношения между ним и пострадавшим сейчас и после освобождения из учреждения,   и другие вопросы (см. схему письма в приложении). Этот этап позволяет  воспитаннику не только выразить зачастую неясные  для него самого чувства и стремления, но и подобрать  соответствующую лексику.  Специалисту нужно четко осознавать, что формальный подход к  работе на этом этапе не допускается, ведь от того, насколько специалисту  удастся прикоснуться к внутреннему миру подростка, к его  сердцу, возможно, будет зависеть  его дальнейшая судьба.  
Одновременно на этом же этапе специалист сообщает родителям (законным представителям) ребенка о его желании написать письмо пострадавшему и выясняет, не будут ли родители против такого поступка ребенка.  Если родители возражают, работа по подготовке ребенка к написанию письма приостанавливается до выяснения и согласования с родителями данного вопроса. Если родители соглашаются, то процесс подготовки продолжается. 
1.4.Этапы работы по составлению письма.  
Самостоятельное написание  письма ребенком. И вот оставшийся  наедине со своим внутренним миром подросток в спокойной обстановке сосредоточенно пишет письмо. Для написания письма воспитаннику должно быть отпущено достаточное личное время (не менее 30-45 минут). Письмо пишется в свободной форме как сплошной связный текст, где  ребенок отражает по своему усмотрению любые важные для него темы и вопросы.  При желании ребенок может  ориентироваться  на вопросы, изложенные  в схеме письма (при этом указывать сами вопросы или ссылаться на них в письме не нужно), а может  писать  без учета этих вопросов. Обычно в письме ребенок  вспоминает о самом событии, о причинах совершенного им проступка, о том, какие теперь испытывает чувства и как сейчас видит себя в глазах окружающих. В письме ребенок также описывает, как понимает чувства потерпевшей стороны, просит прощение за свои действия, выражает готовность загладить свою вину и возместить ущерб, а также рассказывает о том, какие выводы сделал и какой опыт получил. И обязательно оставляет обратный адрес Центра для ответа. 
Обсуждение  написанного письма и его доработка (при  необходимости).  Готовое письмо воспитанник показывает специалисту, чтобы тот мог убедиться в его восстановительном характере, а также в том, что его можно прочесть (дети иногда пишут очень неразборчиво). Принципиальный подход специалиста на данном этапе  -  выразить уважение воспитаннику и как можно меньше вмешиваться  в содержание письма.  Рекомендуется похвалить воспитанника за добровольную инициативу и приложенные усилия.  Категорически не допускаются комментарии, оценка  и  критика работы ребенка. Содержание письма и его обсуждение осуществляются в конфиденциальном порядке. Без разрешения ребенка письмо не обсуждается с другими сотрудниками Центра, и, тем более, с другими воспитанниками учреждения. 
В основном, специалист проверяет два момента: в письме  не допускаются  даже косвенные оскорбления, пренебрежительный тон или насмешки  в отношении пострадавшего и его близких, а также в нем не должны быть пропущены вопросы  принятия личной ответственности  правонарушителя за свои действия по заглаживанию вреда. Если письмо написано в восстановительном подходе и достаточно разборчиво,  орфографические и стилистические ошибки в письме ребенка не исправляются, и письмо готовится к отправке в оригинальном виде. Если письмо не соответствует ценностям восстановительного правосудия, специалист сообщает воспитаннику, что такое письмо не может быть оправлено, так как может причинить  боль пострадавшему. Если письмо написано неразборчиво, специалист может попросить  подростка переписать письмо более разборчиво. Если письмо нуждается в корректировке из-за пропусков в содержании,  специалист может попросить  ребенка переписать письмо, дополнив его  ответами на некоторые, ранее не отраженные в письме вопросы. При этом не допускается взрослому вносить  свои поправки в письмо воспитанника или подсказывать ему  правильные формулировки. Можно лишь помочь наводящими вопросами, адресованными к самому подростку: «Как ты считаешь это …?», «Ты хочешь сказать о том, что …?». Возможно, по просьбе ребенка, подсказать грамматически правильное написание тех или иных слов. Если ребенок отказывается вносить в письмо дополнения и поправки, специалист в каждом конкретном случае  лично решает вопрос об отправке письма.  
Оправление письма.  Специалист Центра отправляет обычной почтой письмо ребенка на адрес Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту  проживания воспитанника. Для сохранения конфиденциальности  конверт с письмом воспитанника вкладывается в другой конверт. Такая  адресация  связана с тем, что она гарантирует получение письма пострадавшим, тогда как в случае отправки письма на домашний адрес пострадавшего имели место случаи не доставления  писем или их потери   среди других почтовых отправлений.   В сопроводительном письме специалист Центра просит сотрудников Комиссии оперативно организовать ознакомление пострадавшей стороны с письмом,  узнать их  мнение и отношение  к данному поступку обидчика и как можно быстрее  направить ответ в  адрес Центра.  
1.5.Этапы обратной связи. 
Ознакомление пострадавшей стороны с письмом обидчика.  Представители  Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания несовершеннолетнего правонарушителя сообщают пострадавшей стороне (и его родителям, если это несовершеннолетний) о получении  письма от обидчика  и   приглашает пострадавшего (и его законных представителей)  на  индивидуальную встречу.  На этой встрече сотрудник Комиссии рассказывает пострадавшему о программе, подчеркивая ее восстановительный,  добровольный и конфиденциальный характер.  Затем пострадавшему передается оригинал письма обидчика (в запечатанном виде) и   пострадавшую сторону просят высказать свое отношение к данному поступку обидчика. Также пострадавшего  спрашивают, имеет ли он свои встречные предложения  по заглаживанию вреда и восстановлению нормальных отношений с обидчиком, и  намерен  ли он письменно ответить обидчику. Кроме того, с пострадавшей стороной обсуждаются возможные восстановительные действия после возвращения обидчика из закрытого учреждения. Такими действиями могут быть, например, личная встреча сторон для  принесения извинений обидчиком пострадавшему и его семье, возмещение материальных  затрат,  проведения очной медиации между сторонами (например, в школьной службе примирения),  помощь психолога  пострадавшему  и/или обидчику и другие восстановительные действия.  На этом этапе важно продемонстрировать уважение к чувствам и мнению пострадавшего, не допуская никакого давления на него.   
Ответ пострадавшего обидчику. Если пострадавший соглашается написать ответ, он может самостоятельно отправить его по адресу учреждения, поставив в известность сотрудников Комиссии, или сделать это через Комиссию.  В последнем случае сотрудники  Комиссии  в дополнение к письму пострадавшего  пишут свое сопроводительное письмо с кратким описанием  хода встречи. .Если пострадавший отказывается от ответа, сотрудники Комиссии направляют в Центр свое письмо  с описанием хода встречи и причин отказа пострадавших от ответа. Обычно процесс организации ознакомления пострадавшей стороны с письмом обидчика и составление ответа  занимает примерно неделю.  Для ускорения обратной связи  сопроводительное письмо сотрудников Комиссии  и ответ пострадавшего (с его разрешения)   отправляется в Центр  по факсу или сканированным электронной почте. 
Обсуждение полученного ответа с воспитанником.  Полученный ответ от пострадавшего передается воспитаннику в конфиденциальном порядке.  При  добровольном желании воспитанника он   обсуждает полученный ответ  со специалистом Центра, в первую очередь,  с точки зрения   возможности удовлетворения пожеланий  пострадавшего о заглаживании вреда, а также   выполнении дополнительных восстановительных действий после возвращения домой. 
По итогам этого обсуждения воспитанник вместе со специалистом Центра  вырабатывает план своих добровольных восстановительных действий после возвращения и принимает на себя ответственность за  реализацию этого плана.  После этого непосредственная работа специалиста Центра с воспитанником по программе челночной медиации считается законченной. 
1.6.Заключительный этап. 
Осуществление дополнительных  восстановительных действий.  После возвращения  на территорию   проживания воспитанник добровольно и  под свою ответственность  выполняет запланированные восстановительные действия в отношении пострадавшего и его близких.  Если ему для этого необходима организационная или другая помощь, ее оказывают  сотрудники Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, знакомые с ситуацией. 
Контроль за выполнением   восстановительных действий.  Примерно через один месяц после возвращения  воспитанника  на территорию   проживания  специалист  Центра   связывается с сотрудниками Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, сообщает им об основных  намерениях и обещаниях  обидчика по исправлению ситуации и просит их проконтролировать на месте выполнение  обидчиком этих  обещаний.    Также специалист Центра интересуется изменениями в поведении бывшего  воспитанника. Результаты контрольных встреч и собеседований сотрудников Комиссии с пострадавшим и обидчиком передаются специалисту Центра и фиксируются в заключении  по проведенной челночной восстановительной программе.  При возможности, собираются отзывы участников программы. Также специалисты Центра получают информацию о повторных правонарушениях бывшего  воспитанника, если они имеют место.  
1.7. Аналитический этап. Специалист Центра  ведет учет  восстановительных  программ с воспитанниками Центра при помощи  журнала и регистрационных карточек.  По итогам календарного года обобщенные данные отражаются в  региональном и всероссийском мониторинге восстановительных практик. Специалисты Центра проводят количественный и качественный анализ и оценку эффективности челночных восстановительных программ  по различным аспектам и показателям. При необходимости, методика проведения программы корректируется.  Опыт проведения программы описывается и представляется  сообществу практиков восстановительной медиации, субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних  и другим заинтересованным сторонам.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа  восстановительной медиации для несовершеннолетних правонарушителей  является одной из эффективных восстановительных практик, реализующих принципы дружественного к ребенку правосудия.  Восстановительные программы с воспитанниками закрытых учреждений – это новое явление. Обсуждение возможностей развития восстановительных практик в работе с несовершеннолетними, помещенными в закрытые учреждения, представляет большой научный и практический  интерес. 
Разработчики методики уверены, что предлагаемая инновационная методика, разработанная и  опробованная в Волгоградской области, будет полезна другим  специалистам сферы профилактики правонарушений несовершеннолетних.  Авторы будут благодарны за отзывы о программе,  сообщения о ее использовании,  находках и предложениях по ее совершенствованию.  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 

СХЕМА ПИСЬМА: 
ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО ОТРАЗИТЬ В ПИСЬМЕ ОБИДЧИКА  ПОТЕРПЕВШЕМУ О ЗАГЛАЖИВАНИИ ВРЕДА

Маловичко И.С. 
Обидчик пишет письмо потерпевшему о заглаживании вреда и возможности восстановления  отношений добровольно,  в свободной форме, как связный текст, где  излагает, по своему усмотрению, любые важные для него темы и вопросы. Настоящие вопросы не являются обязательными  и сформулированы лишь для помощи обидчику в удержании восстановительного характера письма. Обидчик может, при желании,  ориентироваться на эти вопросы, однако при этом указывать сами вопросы или ссылаться на них в письме не нужно. Важно учесть, что самым главным является вопрос №6, и его  необходимо осветить в письме максимально подробно. 

1. Личное обращение к пострадавшему по имени  и к его родителям (если известно, по именам и отчествам). 
2. Где  сейчас обидчик находится? Почему обидчик решил написать письмо? Он добровольно пишет это письмо или нет? Что его побудило к написанию письма?
3. О каком травмирующем событии, которое причинило вред пострадавшему,  обидчик вспоминает?  Каковы были предшествующие события и, возможно, причины травмирующего события?  Какие чувства испытывал обидчик до и во время события? Почему именно против этого человека  (пострадавшего) были направлены неправомерные действия? Почему обидчик не остановился вовремя или не действовал иначе? 
4. Что изменилось  в чувствах  обидчика сейчас? Какие последствия этого события возникли для самого обидчика, для его  близких, для других втянутых в историю людей (например, для школы)? Как он теперь выглядит в глазах значимых для него людей, друзей,  сообщества, как они к нему теперь относятся? 
5. К каким последствиям  для пострадавшего и его близких привело это событие?  Какой вред (физический, моральный, материальный, другой) он нанес пострадавшему? Как обидчик понимает чувства пострадавших? Как он понимает свою ответственность за нанесенный вред? 
6. Принятие обидчиком ответственности за свои действия; извинения и предложения по заглаживанию вреда.  О чем обидчик сожалеет? Принесение  извинений пострадавшему  (лично по имени) и членам его семьи.  Как обидчик и, возможно,  его семья  готовы загладить причиненный моральный, материальный, иной вред сейчас и после освобождения из учреждения закрытого типа (вне зависимости от последствий по закону)? (подробно)
7. Какой опыт обидчик извлек из ситуации на будущее?   Что он думает о своем будущем, о будущем отношений между ним и пострадавшим  после освобождения из учреждения закрытого типа и возвращения домой?  Что будет, когда они вновь увидятся и будут дальше встречаться? Что  поможет обидчику удержаться от совершения подобных действий вновь?
8. Просьба к пострадавшему ответить на письмо.  Просьба к пострадавшему высказать в ответном письме  свои чувства,  мнения и отношение к   возможности принять извинения обидчика, а также просьба высказать свои предложения (дополнительные или другие) по заглаживанию вреда обидчиком.  
9. Контактные данные и адрес для ответа. Если копия письма (с согласия автора) направляется еще  кому-то (родителям обидчика или в другие инстанции) – указать это.  
10. Подпись (С уважением,  … ) и  дата составления письма. 
Примечание. Можно дополнительно указать контактные данные взрослого посредника (например, в ЦВСНП или  КДНиЗП), к которому пострадавший и его близкие могут  обратиться  за разъяснениями и уточнениями по поводу полученного письма.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 

АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММ ЧЕЛНОЧНОЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ  ГУ МВД РОССИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 
ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2016 Г.

Маловичко И.С., Голустьянц О.А., Шефатова Л.П.

Восстановительное правосудие в Волгоградской области имеет большую историю развития (с 2004 года).   Благодаря совместным усилиям внедряющей организации - Волгоградской региональной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа», Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  Волгоградской области (КДНиЗП) и других государственных структур системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, восстановительные практики успешно внедрены в систему образования Волгоградской области, где в настоящее время (по данным мониторинга за 2015 год)  действуют 222 школьные службы примирения (или службы школьной медиации).  В последние годы  интерес к использованию восстановительных практик в различных областях возрастает, что способствует расширению сферы их применения.
Так в ноябре 2015 года КДНиЗП Волгоградской области инициировала ознакомление с восстановительными технологиями специалистов трех закрытых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: Камышинской воспитательной колонии, Октябрьской специальной школы закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, Волгоградского Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.  Информацию о возможностях использования восстановительных технологий и методик работы в закрытых учреждениях представила Маловичко И.С., руководитель Волгоградской ассоциации восстановительной медиации. В результате, все три учреждения высказали свою заинтересованность во внедрении восстановительных технологий в практику своей работы. 
Наибольшую активность в сотрудничестве проявили специалисты Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Волгоградской области (ЦВСНП), благодаря чему Центр  и стал первым закрытым учреждением Волгоградской области, которое наладило практическую работу по использованию медиативных процедур (восстановительных программ) и получило убедительные положительные результаты. Анализу этой практики  и посвящен настоящий текст. 
Внедренческая работа в ЦВСНП началась  с изучения   специалистами теоретических и практических вопросов организации восстановительных программ в закрытых учреждениях, затем была разработана соответствующая методика. В силу специфики учреждения в качестве основного был  избран метод проведения программ челночной восстановительной медиации между несовершеннолетними правонарушителями, находящимися в  закрытых учреждениях, и  пострадавшими от их действий под условным названием «Письмо обидчика потерпевшему о заглаживании вреда» (Подробнее см. Методику). В настоящем материале проанализированы результаты работы по данной методике  за период с декабря 2015 по июнь  2016 года (6 месяцев). 
В указанный период в ЦВСНП на длительном пребывании находились несколько десятков воспитанников.  Всем воспитанникам были предложено принять участие в программе челночной восстановительной медиации. Многие воспитанники заинтересовались этим предложением, но через короткое время забыли о своем желании. При этом   8 человек настойчиво заявляли о  своей добровольной готовности участвовать в программе. С каждым из них были проведены программы восстановительной медиации. Эту индивидуальную работу непосредственно осуществляла психолог Центра Шефатова Л.П., которая прошла подготовку по восстановительной медиации.  Координировала эту работу начальник  Центра Голустьянц О.А.  Методическую помощь оказывала эксперт Всероссийской ассоциации восстановительной медиации Маловичко И.С. 
Первый опыт был вдохновляющим. До конца июня 2016 года  работа  была проведена с восемью подростками. Краткое описание  работы по каждому случаю представлено ниже. 
1. Первым в программу челночной восстановительной медиации  в декабре 2015 года включился воспитанник ЦВСНП пятиклассник (11 лет).  Он написал письмо своей однокласснице, с которой он когда-то подрался и  ударил ее по щеке. При  помощи КДНиЗП Руднянского района Волгоградской области обмен письмами произошел на удивление быстро, причем девочка  приняла извинения  обидчика и простила его.  Позднее, когда мальчик вернулся домой,  в школе, где учатся оба ребенка, силами школьной службы примирения  была организована очная программа примирения, на которой ребята  с родителями смогли поговорить  подробно. Встреча закончилась примирением сторон. В данное время поведение мальчика  улучшилось, и он больше не совершает серьезных проступков. 
2. Программа челночной восстановительной медиации между девочкой (14 лет) и   одноклассницей, которую она побила. Письмо написано и передано в КДНиЗП Фроловского района. Получен ответ от пострадавшей и от специалистов комиссии.  Пострадавшая  простила обидчицу. Специалисты КДНиЗП видят положительную динамику в поведении девочки.  После каникул будут рассматривать вопрос о снятии ее с профилактического учета. Девочка активно участвует в мероприятиях школы, в июне находилась в оздоровительном лагере, где хорошо себя зарекомендовала.
3. Программа челночной восстановительной медиации между девочкой (14 лет) и женщиной - аптекарем из-за кражи в аптеке. Письмо написано и передано в КДНиЗП Старополтавского района. Получен ответ от пострадавшей и от специалистов комиссии.  Аптекарь простила девочку в  ответном письме. Поведение девочки, прежде вызывающее, стало  несколько спокойнее.
Продолжение следует....

Телефоны доверия


Полезные ссылки

Паспортно-визовые услуги 

Слетать


   







Поиск

Официальные сайты городов и районов Волгоградской области 

 Волгоград Камышин Урюпинск Суровикино Николаевск
 Волжский Михайловка Котово Новоаннинский Дубовка